На главную Секреты успеха Делегирование полномочий

Делегирование полномочий

Делегирование полномочийПод термином «делегирование полномочий» понимают процесс передачи ответственности за выполнение некоторой части задания начальником подчиненному, который исходя из своего уровня профессионализма и полномочий, способен выполнить эту часть работы качественно.

Главной задачей руководителя является наиболее эффективное распределение обязанностей между сотрудниками, с целью быстрого достижения запланированных результатов. От того, как правильно и рационально руководство делегирует свои полномочия, оценивается качество менеджмента компании.

 

 

  • Почему нужно делегировать полномочия?

 

Далее более детально рассмотрим процесс передачи полномочий: определим, для чего он применяется, а также необходим ли в современном менеджменте.

 

• Во-первых, внимание руководителя всегда должно быть сконцентрировано на деталях множества проектов, которые необходимо держать под контролем. Однако разбираться при этом в нюансах каждой задачи не представляется возможным, так как педантичный подход и желание разобраться во всем приведет к потере драгоценного времени.
• Во-вторых, поручение ответственности за часть работы молодым сотрудникам является хорошей обучающей практикой, которая позволяет создать кадровый резерв специалистов.
• В-третьих, делегирование полномочий является своеобразным индикатором неформальных отношений, существующих в коллективе. Грамотный руководитель всегда наблюдает за деятельностью сотрудников и отмечает, на сколько эффективно каждый справляется с порученным заданием.
• В-четвертых, при эффективном делегировании руководитель ожидает от сотрудника такого же качества выполнения работы, которое начальник достиг бы самостоятельно, а возможно и лучше. Профессиональный менеджер знает, что его основная задача разделить работу между сотрудниками так, что бы каждый сделал ее лучше, чем, если бы он сам выполнял задание. К тому же делегирование полномочий является проявлением доверия со стороны начальника, что повышает нематериальную мотивацию персонала и улучшает продуктивность труда. А руководитель в свою очередь повышает лояльность сотрудников.

К тому же, сотрудники нижних ступеней иерархии в компании лучше ориентируются в проблемах, возникающих на функциональных уровнях, поэтому быстрее находят эффективные решения для различных проблем бизнеса.
Необходимо отметить, что термины «управление» и «делегирование» в какой-то степени являются синонимами. Пока руководитель предприятия не осознает, в чем заключается смысл делегирования полномочий, он будет находиться на одном уровне со своими подчиненными, выполняя исполнительную работу. Будучи менеджером-«игроком» руководитель будет разрываться между множеством проектов, не участвуя должным образом ни в одном из них.

 

  • Как эффективно передать полномочия.

 

В первую очередь нужно правильно подобрать персонал, которому будут делегироваться те или иные полномочия. Далеко не все сотрудники предприятия могут справиться с возлагаемой на них ответственностью. При подборе делегата необходимо понять обладает ли он тем набором качеств, который даст ему возможность решить поставленную задачу.

 

Такими качествами являются:

 

• Необходимый уровень знаний и квалификации. Эти качества позволят исполнителю эффективно справиться с порученной работы, в рамках установленного дедлайна.
• Опыт реализации подобных проектов. Новичков не следует нагружать сложными задачами, лучше их поручить более опытным сотрудникам. А молодые специалисты могут выступать в качестве помощников либо работать под контролем более профессиональных специалистов.
• Занятость исполнителя. Если человек полностью загружен работой, то дополнительная нагрузка приведет к снижению его эффективности и поставит под угрозу достижение поставленных целей.
Также важно учитывать работоспособность и стрессоустойчивость сотрудников. Если работник не готов психологически принять дополнительную ответственность, то он не сможет качественно выполнить работу. И главное, что бы сотрудник был заинтересован в выполнении поставленной задачи, если работа увлекает, то и делаться она будет качественно.
Руководитель крупной компании всегда можно привлечь на взаимовыгодных условиях специалистов из разных отделов.
Главные принципы делегирования полномочий.
И так, делегат выбран, далее приступаем к процессу делегирования полномочий. Для этого необходимо соблюдать несколько основных правил:
• Поставьте четкую цель и определите конкретные результаты, которые должны быть достигнуты. Главное добиться понимания сотрудником всех аспектов выполнения задания, это добавит энтузиазма и желания работать эффективнее. Для получения хорошего результата важно, что бы цели компании соответствовали потребностям сотрудника, которому делегируются полномочия.
• Четкое определение рамок деятельности исполнителя. Основные сложности в процессе выполнения работы возникают из-за того, что сотрудник и руководитель заранее не согласовали процесс реализации задания, зоны ответственности, график и сроки выполнения работы.

 

Разделяют пять уровней, в рамках которых сотрудник может проявлять инициативу:

1. Постоянное ожидание указаний. На этом уровне сотруднику практически не предоставляется возможность проявлять творческие способности для решения задач. При этом отсутствует потребность в контроле сроков и объемов выполнения работы.
2. Жесткий контроль при определенной свободе действий. Этот уровень позволяет исполнителю обсуждать варианты реализации проекта с руководителем, однако конечное решение принимается непосредственно начальником.
3. Работа с рекомендациями. Исполнитель обладает свободой выбора сроков и способов выполнения порученного задания.
4. Самостоятельность в принятии решений. Этот уровень позволяет работникам самим принимать решения относительно принимаемых действий, при постоянном информировании руководства. Таким образом, руководитель является наблюдателем и корректором некоторых направлений.
5. Полная свобода действий. Ограничения присутствуют лишь в качестве планового контроля руководителем. На этом уровне работнику предоставляется максимальная возможность для реализации творческого потенциала.

 

 

Поэтому перед тем, как делегировать полномочия, каждый руководитель должен понимать, на каком уровне сотруднику позволено проявлять инициативу. Каждый менеджер должен иметь ясное представление, в каком формате он собирается делегировать задачи подчиненным.

 

• Третьим правилом делегирования полномочий является необходимость совместного разбора всех появляющихся вопросов. Работник должен иметь возможность уточнить все возникающие вопросы, самостоятельно определить сроки для реализации задачи и сформировать виденье того, как будут достигаться планируемые результаты. При этом руководитель должен избегать навязывания какого-либо варианта. Главное в делегировании полномочий – сотрудничество, а не жесткое подчинение.
Доверительные отношения между руководителем и подчиненным положительно скажутся на результате проекта, так как позволят сгенерировать оригинальные и эффективные способы решения поставленных задач. Поэтому некая доля самостоятельности будет дополнительным стимулом для сотрудника, к тому же именно она и является основным смыслом всего процесса делегирования.

 

• В процессе делегирования ответственности не следует забывать о возможности риска злоупотреблений служебными полномочиями. Поэтому важно оценить, какие полномочия являются необходимыми для выполнения задания, а какие передавать не следует. Также необходимо следить за передаваемой информацией, что бы случайно не произошло утечки важных данных. При этом в самом начале делегирования полномочий укажите сотрудникам ту степень ответственности, которая на них возлагается в случае невыполнения каких-либо этапов задания.
• Поручать задания лучше всего сотрудникам низших уровней, так как именно они знают проблему изнутри и могут предложить интересные варианты решения решаемой проблемы.

 

• Важно дать понять сотруднику, что его не оставили один на один с проблемой, возложив дополнительную ответственность. Поддержка со стороны линейного менеджера является фактором, необходимым для достижения результатов.
• Все сотрудники должны знать, кому и какие полномочия в коллективе передаются. В случае сопротивления переменам, следует еще раз огласить свое распоряжение, пока его не осознали все сотрудники.
• Еще одно правило гласит, что руководитель должен передавать постепенно полномочия, что бы подчиненный последовательно вникал в передаваемый проект. Однако не следует загружать работника только монотонной неинтересной работой, так как это еще в корне погубит какую-либо заинтересованность. Предоставляйте сотрудникам возможность реализации своего творческого потенциала.

 

• Пресекайте попытки возврата полномочий. Необходимо приучить сотрудников достигать поставленных результатов без постоянного привлечения руководителя. Важно, что бы сотрудники были командой профессионалов, способных проявлять собственную инициативу, повышая свой уровень квалификации.
• Завершающее правило основывается на требованиях к мотивации сотрудников. Независимо от формы мотивации, работник должен осознавать важность своего вклада в общее дело компании.
Соблюдение представленных выше правил поможет уберечь руководителя от необходимости переделывать работу за недобросовестным подчиненным.

 

  • Главные ошибки при делегировании полномочий.

 

Если руководитель не может объяснить четко и конкретно цели и задачи, которые ставятся перед подчиненным, это непременно приведет к искажению полученных результатов. Поэтому все время необходимо уточнять понимает ли собеседник правильно передаваемую информацию.
Избегайте фиктивного делегирования, т.е. ситуации, когда подчиненному передаются уже имеющиеся у него полномочия. Это значительно подрывает авторитет начальника среди подчиненных.
Фатальной может быть ошибка в выборе исполнителя. Что бы от нее уберечься, проводите глубокий анализ способностей работника, перед тем, как делиться важными полномочиями.
Не повышайте голос на подчиненных и не выражайте недовольство постоянно. Старайтесь использовать конструктивную критику, сохраняя спокойствие и позитив.
При делегировании полномочий группе людей, необходимо разделить зоны ответственности каждого из них.

 

 

Не бойтесь подорвать авторитет признанием того, что вы чего-то не знаете или меньше разбираетесь в проблеме, чем ваши коллеги. Это наоборот придаст энтузиазма исполнителям.
Главное не делегируйте основную часть ваших полномочий, так как рискуете потерять основные рычаги управления. Важно в любом случае оставаться руководителем, имея возможность контролировать работу сотрудников.

 

Что из полномочий не нужно передавать.

• Не передавайте подчиненным вопросы, связанные со стратегическим планированием.
• Вопросы относительно управления персоналом решайте самостоятельно.
• Благодарность сотруднику необходимо выражать собственнолично.
• Особо важные, конфиденциальные и рисковые проблемы берите исключительно на себя.
Помните, что не стоит рассматривать делегирование полномочий как возможность возложить свою ответственность на других или избавится от рутинной работы. В первую очередь передача полномочий должна позволить руководителю сконцентрировать внимание на стратегически важных задачах, не отвлекаясь на второстепенные, но не менее важные задачи.

 

Другие интересные материалы

Помощь студенту

Идей для создания бизнеса огромное количество.

...
Бизнес-план развлекательного центра

Работа над бизнес-планом развлекательного центра должна начинаться с планирования того,...

Образец штатного расписания

Образец штатного расписания является примером заполнения важного кадрового документа применяемого...

Бизнес на рекламе в ресторанах

Реклама в ресторанах вполне может быть домашним бизнесом. Заключается этот...

Бизнес секреты с Олегом Тиньковым - Надежда Копытина (4 выпуск)

Группа компаний "Лёдово" — это холдинг, объединяющий несколько торговых и...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Быстрая зарядка для электрокаров

Одна из причин из-за которой электрокары не получают широкое применение,...

Бизнес идея - заработай на копчении рыбы

Самым привлекательным моментом в этом бизнесе является то, что даже...

Бизнес идея - паровозик

Хотелось бы предложить Вам весьма прибыльную бизнес идею - паровозик....

Курсы иностранного языка в самолете как бизнес идея

Данная идея основывается на том, что русскому человеку присуще качество...

Новая идея – бизнес с Сингапуром

Сингапур – это большое государство, который объединяет около 400 судоходных...

Бизнес идея - изготавливаем веники для бани

Продажа веников для бани может стать очень прибыльным делом, благодаря...

Бизнес идея - выращиваем и продаем ели в кадках

Предновогодние праздники совсем близко, а значит в полном разгаре работа...

Другие идеи...