На главную Секреты успеха Истории успеха Игры разума: как превратить музей в доходный бизнес с выручкой в 100 миллионов рублей

Игры разума: как превратить музей в доходный бизнес с выручкой в 100 миллионов рублей

Игры разума: как превратить музей в доходный бизнес с выручкой в 100 миллионов рублейЧетыре рядовых финансиста решили доказать, что даже из музея науки можно получать прибыль. Что же у них получилось?
«А почему течет кровь по сосудам и куда она течет? А если бы существовали вампиры, то какие законы биологии и физики были бы нарушены? Как бы мог выглядеть человек, если бы он умел летать?» - эти вопроса исходят из уст вице-президента Пробизнесбанка по кредитным рискам Ярослава Алексеева, который выбрался из офиса в кафе напротив на встречу. В руках этого обычного банкира – простой городской рюкзак. На некоторое время он стает любознательным школьником, каким он и был когда-то. Не подумайте, что он сумасшедший, просто он является соучредителем музея занимательных наук «Экспериментаниум».

 

 

Музей был открыт весной 2011 года, а уже через год специалисты Forbes оценили его выручку, которая по расчетам составила более 100 миллионов рублей. «Экспериментаниум» нельзя  назвать обычной экспозицией образцов и предметов, это интерактивная выставка, где любой экспонат можно потрогать руками. В выходной день музей может посетить до двух тысяч человек. У музея уже открыто три филиала: два находятся в Саратове и Белгороде, а один в столице Украины – Киеве. В Москве скоро будет открыт еще один «Экспериментаниум». Алексеев вместе со своими партнерами планирует открыть филиалы еще как минимум в трех городах России.

 

 

Когда обсуждался данный проект, то была договоренность, что целью будет создание бренда занимательного досуга, с помощью которого можно было бы увести людей от мира интернета в реальный мир. Но коммерческая составляющая музея тоже была очень важным условием. Иначе ни о каком развитии не могло идти речи. Идея пришла к Алексею и его партнерам еще в начале 2010 года когда отмечали одного из праздников. Все они работали в банковской сфере более 15 лет. На тот момент Алексеев возглавлял совет директоров «Банка24.ру» и был одним из членов совета директоров еще двух банков входящих в группу Life. Его компаньон Самарец был директором казначейской группы, а Сулоев был его заместителем.
Троих банкиров охватывала ностальгия по дворцу пионеров, по увлечению точными науками в школе и они все вместе сожалели, что сейчас на территории Москвы практически нет мест, где бы дети вместе с родителями смогли посетить интересное обучающее заведение. Они стали вспоминать о европейских научных музеях – как раз в таком месте можно было весело и интересно провести свободное время. Сразу же после этих раздумий был создан начальный бизнес-план проекта: объект – познавательно-занимательное учреждение, охват – три больших города, источник инвестирования – собственные сбережения, окупаемость – около 3-5 лет.

Четвертым учредителем музея «Экспериментаниум» стала Наталия Потапова, ранее она была однокурсницей Алексеева, которая управляла недвижимостью в «ВТБ» и «Интерросе». На нее были возложены вопросы касающиеся оборудования и аренды помещений, Алексеев занимался стратегическими вопросами, Самарец занимался финансовыми вопросами музея, а на Сулоева возложили обязанности по развитию и пополнению экспозиции музеев. Они создали управляющую компанию ЗАО «Вердант», их доли были распределены таким образом: у Алексеева и Самарца были доли по 25,5%, у Потаповой и Сулоева по 24,5%.

 

 

Осенью 2010 года партнерами была арендована территория 2000 кв. м. на закрывшемся заводе. После проведения капитального ремонта, совладельцы начали искать экспонаты для их нового музея. Сначала хотели купить все экспонаты в США, Европе и Китае. Оказалось это довольно дорогое удовольствие, ведь в среднем один экспонат стоил 15 тысяч евро, а для «Экспериментаниума» их нужно было больше 200 штук. Тогда они решили создать свою личную экспонатную мастерскую, при этом цена одного экспоната снизилась почти в три раза. Некоторые из экспонатов были сделаны достаточно простыми – затраты на их изготовление мизерные, а наглядности очень даже достаточно. Например, экспонат «Ровно миллион» - это ворота, на которые наклеили пленку с миллионом маленьких звездочек, этим был дан ответ на вопрос детей «А миллион – это много?».

 

 

Со временем на двух этажах бывшего здания цеха были установлены девять экспозиций, лаборатория, игровая зона для совсем маленьких детей, комната с мыльными пузырями, сферический кинотеатр и два лектория. Некоторые предметы все-таки пришлось привозить из других зарбежных стран: увеличенные анатомические макеты эмбрионов, действующий макет торнадо и прочее. Одним из самых дорогих экспонатов можно назвать «Фредди», это большая кабина от американского грузовика Freightliner. Цена этого экспоната 20 тысяч долларов. Владельцы не раскрывают стоимости всей коллекции экспонатов. Учитывая, что их около 250 штук, то всю экспозицию можно оценить в сумму около 40 миллионов рублей. Алексеев не опровергает данную информацию.
За первый день работы на выставке «Экспериментаниум» побывало около ста посетителей. За первую неделю – около трех тысяч. Наталия Потапова вспоминает, что хотя они и добивались такой посещаемости, все равно это было удивительно. Таким образом они поняли, что с идеей не ошиблись. Еще в помощь бизнесменам пришло сарафанное радио: за неделю до открытия музея были созваны все друзья владельцев со своими детьми, чтобы просмотреть весь музей, а за три дня до открытия были приглашены журналисты со своими семьями. В конце 2011 года открылся еще один филиал музея в Саратове (он был небольшой, всего 800 квадратных метров). Чуть меньше чем через год еще открылись филиалы в Киеве (на 2000 квадратных метров) и в Белгороде (на 800 квадратных метров). Открытие новых филиалов основывалось на запросах «с мест». Местные предприниматели ставали соинвесторами открытых музеев: в Саратове местным предпринимателям принадлежит доля в 40 процентов, а в Киеве – 25 процентов.

Их собственная мастерская, где трудятся 50 человек, стала для проекта хорошим плюсом. Как было обнаружено основателями, что основное правило, заключающееся в том что все можно трогать, крутить и вертеть руками привело к тому, что любой экспонат жил не более трех месяцев. Алексеев рассказал, что в московском музее уже пятое или шестое поколение экспонатов. Мастерская даже не несет убытков, а наоборот получает прибыль, например, совсем недавно мастерская изготовила коллекцию экспонатов для «ЛабиринтУма» в Петербурге, который был открыт в конце 2010 года.

 

 

Самым крупным музеем в сети «Экспериментаниумов» остается музей в Москве – буквально недавно его площадь была увеличена еще на 700 квадратных метров. На рекламу владельцы практически не тратят денег, музеи и так пользуются огромной популярностью – в 2012 году было продано примерно 240 тысяч билетов. В залах музея постоянно кто-то гомонит – дети спрашивают экскурсоводов о экспонатах, играют на музыкальной установке, бегают по зеркальному лабиринту. Здесь проводятся платные лекции и шоу, был организован магазин интересны товаров, а в конце 2011 года был открыт киноклуб. Средний чек с человека составляет 450 рублей. Другие музеи имеют средний чек примерно в два раза ниже. Доход от всех четырех музеев полностью покрывает операционные расходы, и даже остается достаточная сумма на дальнейшее развитие проекта. Но, к сожалению, бизнесмены отказываются говорить о его рентабельности и величине выручки. Как рассказал Ярослав Алексеев, им пришлось изменить изначальный план. Чтобы к 2016 году выйти на самоокупаемость вложенных денег, нужно будет открыть еще не менее трех филиалов, чтобы за год сеть посещало больше миллиона человек. Так как фундаментальной инвестицией является мастерская производящая экспонаты, то прибыль и выручка будет расти без существенного вложения денег. Как и раньше инвестиции учредители «Верданта» будут брать из своих личных средств. Банковская деятельность похоже приносит им неплохой доход.

 

 

«Владельцы «Экспериментаниума» очень вовремя словили нужный тренд: включение анимации и игры в научную деятельность», - одобрил бизнесменов Владимир Дукельский, являющийся ведущим сотрудником лаборатории музейного проектирования при Российском институте культурологии. Он считает, что со временем количество таких музеев будет только увеличиваться. Например, на данный момент похожие музеи уже есть в Иркутске, Уфе, Челябинске и Троицке. Для примера, чтобы открыть уфимский музей «Интеллектеуса», рассказывает соучредитель музея Андрей Коршенков, было потрачено 8 миллионов рублей (там есть 60 экспонатов, большинство из них было изготовлено самостоятельно).

 

 

У «Экспериментаниума» количество конкурентов только увеличивается, но создатели «Верданта» будут пытаться осваивать другие сегменты на музейно-развлекательном рынке. Они уже ищут здание, где хотят расположить Музей человека, а также думают над созданием Музея финансов. Ярослав Алексеев, который во время начала беседы выглядел достаточно уставшим, стал более оживленным и даже признался, что в долгосрочной перспективе у него есть идея полностью оставить банковское дело и перейти чисто в музейный бизнес. Он начинает жонглировать новыми вопросами: «А почему детям не нравится вкус пива, они его считают горьким, а взрослым людям пиво нравится? А почему в разных странах пьют разные сорта этого напитка?» В мае этого года компания «Верданта» намеревается открыть в столице еще один музей – Музей пивной науки и культуры, со своей личной пивоварней. На этот раз данный музей будет предназначаться только для взрослых.

 

Другие интересные материалы

Трафареты – одна из идей домашнего бизнеса

Идею, которая сейчас будет рассматриваться, можно отнести к такому определению,...

Бизнес идея - пиротехника и салюты

На сегодняшний день практически любой праздник сопровождается салютом.

...
Бизнес идея: хитрости таксиста

В данной статье хочу рассказать вам об одном простом и...

Бизнес идея - открытие фито-бара

Несколько лет я занимаюсь в фитнес – центре, и каждый...

Платежные терминалы: рентабельность и бизнес план

Раздумывая над тем, вкладывать ли средства в покупку...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Бизнес идея: производство домашних пельменей

Невзирая на то, что рынок просто насыщен разнообразными...

Бизнес идея: доставка пиццы

Доставка пиццы, по сути, является достаточно...

Бизнес идея - открытие цветочного магазина

Собственный цветочный магазин – это не только красивый бизнес, который...

Производство обоев как небольшой, но прибыльный бизнес

В любые времена, даже самые тяжелые, люди не перестают строиться...

Бизнес идея - открытие автошколы.

Неукротимо растет спрос на автомобили, а вместе с этим увеличивается...

Бизнес проект: сувениры из медицинских систем

Практически все люди эпохи СССР помнят такой сувенирный элемент, болтающийся...

Бизнес идея: разведение перепелов

Перепелка — это золотая птичка. Так отмечалось уже давным-давно, можно...

Другие идеи...