На главную Без рубрики (353) Бизнес идея – книжный бизнес

Бизнес идея – книжный бизнес

Бизнес идея – книжный бизнесВ данной статье будет описываться интервью с Олегом Новиковым, создателем компании "ЭКСМО" - одного из лидеров книгопечатного дела в нашей стране.


Будучи студентом Московского авиационного института, он постоянно искал способы заработать на "карманные" расходы, при этом, не отрываясь от учебы.
Начиная со времен учебы в институте, он ничем, кроме продаж книг на жизнь не зарабатывает. За без малого пятнадцать лет, студенческий бизнес превратился лидер российского книжного рынка. Оборот компании составляет 1,9 миллиарда рублей (по данным на 2004 год). В нашей стране каждая десятая книга продается с логотипом "Эксмо".

 

- Когда вы начали свое дело, все книги печаталась государственными изданиями, а продавались государственными книготоргами. Как же приходилось при такой системе коммерсантам?
- Действительно очень тяжело. Частный бизнес только зарождался. Государственные издательства ещё имели разнарядки, но уже могли немного продукции выпускать для рынка. Аналитиков и маркетологов в то время ещё не было, так как в них просто на просто не было необходимости. Чтобы зарабатывать, достаточно было просто разбираться в книгах. Мы с моими друзьями начали заниматься оптовыми продажами. Я начал в роли экспедитора. Передвигался на автобусе, который чисто случайно удалось подрядить. Книги по доверенности на складах.
- Как во многих случаях в начале 1990-х, вам не понадобился стартовый капитал?
- Да. Вы правы. В те времена большой стартовый капитал даже был в каком-то смысле вреден, так как его просто съедала инфляция.

 

Это сегодня мы работаем в режиме долгосрочных товарных кредитов, а раньше было наоборот, то есть работа по предоплате. Денежный оборот у нас был очень стремительный. Сегодня о таком можно лишь мечтать. Реализация товара занимала не более двух дней. Главное было грамотно договориться со всеми сторонами. Одно время у нас по Москве ездили КАМАЗы с книгами, из-за чего несколько раз возникали недоразумения с сотрудниками органов правопорядка. Долгое время нам даже не нужен был офис, так как все действия мы осуществляли на дому. И при таком ритме я ещё успевал учиться! Сейчас диву даюсь, когда думаю, как же я мог исполнять столько дел без мобильной связи (улыбается).

- Что заставило вас заняться помимо книжной торговли, ещё и собственным изданием книг?
- Элементарно! Просто солидная коммерческая выгода. Государственные издательства были обременены различными расходами (накладные, обще издательские), плановую прибыль. Чистой прибыли получалось очень мало. Что касается частных издательств, то они могли выпустить книгу с гораздо более низкими затратами, а следовательно и большей выгодой.
- Дефицит в книгах тогда уже изжил себя?
- Нет. Он окончательно исчез только в 1998 году.
- Таким образом, получается, что это время стало золотым для начинания издательского бизнеса?
- Возможно. Если обратиться к истории, то можно констатировать, что после 1998 года действительно крупных издательств не появилось. Зато до этого возникло двенадцать крупных издательств. В процессе деятельности часть их ушла с бизнеса, в результате четыре стали главными лидерами на этом рынке.
- Хочется поговорить о ключевых этапах в процессе развития компании "ЭКСМО". Я уверен, что случались кризисы?
- Вы правы. У любого бизнеса есть жизненные циклы. И так, начнем:

 

Первый. Появляется небольшая группа единомышленников из нескольких человек, которая построена на личных отношениях ну и, разумеется, взаимной выгоде. Зачастую, не всегда можно понять, где кончается бизнес и начинается личная жизнь (или наоборот). Затем возникает маленькая организация из двух десятков человек. В нашем случае это был 1995 год. Мы уже стали не просто организацией, которая перепечатывает книги, а также выпускали собственные, искали новых писателей. Следующий этап совпал с кризисом 1998 года. Тогда уже в нашей фирме трудилось более сотни человек. Появляется некая структура. Проходит становление от мелкого бизнеса к среднему. Вот именно сейчас и возникают первые управленческие кризисы. Случалось так, что руководитель не мог донести до сотрудника, что от него требуется. Появлялся некий информационный вакуум. Но вместе с проблемами, появляется положительный эффект масштаба. Ну и, пожалуй, следующий этап - это текущий. Он характеризуется тем, что мы планируем превратиться из среднего по нашим меркам компании в корпорацию национального масштаба. Довести до совершенства систему корпоративного управления.

 

- Не скучаете по тем временам, когда вы лично принимали участие в изготовление каждой рукописи?
- Раньше у меня уходила большая часть времени на поиск нового автора. Порой приходилось даже редактировать их работы. На выходные я забирал домой три-четыре книги, чтобы их там отработать. Сегодня у меня, конечно, другие задачи. Моя задача в непосредственной разработке механизма продаж. О былых временах я не жалею. В один момент я твердо решил для себя, что я в первую очередь бизнесмен, а не писатель, поэтому должен заниматься, тем, чтобы увеличивать свою прибыль, а не копаться в рукописях.
- Чтобы вы могли посоветовать людям, которые хотят начать издательский бизнес? Другими словами, каковы были бы ваши действия, если бы вы имели сегодняшний опыт в этом бизнесе?
- Этот бизнес весьма не простой. Человеку, который решил этим заняться, нужно четко определить для себя какие книги он собирается выпускать, и самое главное, для кого. Невозможно быть лидером во всех специализациях. Книжный бизнес подразумевает работу в одном направлении. Для успешного ведения такого дела, нужно найти своего читателя, и "кормить" его своей продукцией, тогда прибыль у вас в кармане.

 

Другие интересные материалы

Умный конверт

С развитием компьютерных технологий мы все чаще пользуемся услугой электронной...

Ручной очиститель воды

Для многих людей во всем мире по-прежнему остается актуальной проблема...

Джон Уитмор - биография

Джон Уитмор – известный консультант в области коучинга. Он сотрудничает...

Бизнес идея - организация переезда и услуги грузчиков.

В настоящее время в нашей стране бизнес по организации переезда...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Дома из люфы - экологически чистые

Строить дома из люфы (овощ) предложила Эльза Золдивэр, социальная активистка...

У вас есть старый автобус? Как сделать из него источник дохода?

Сегодня бизнес, основанный на продаже и перепродаже автомобилей является достаточно...

Модульный сад

Каждый потребитель при приобретении товара хочет, чтобы тот соответствовал его...

Идея создания бизнеса по производству съедобных ручек

Помните, как ругались учителя, и родители за то, что мы...

Туристический бизнес на аренде

В местах, привлекательных для отдыхающих, можно успешно развивать бизнес, уже...

Идея для бизнеса. Технология увеличения урожая картофеля

Житель Кабардино-Балкарии, предложил новую технологию выращивания картофеля, которая позволяет увеличить...

Бизнес идея: диллерство

На сегодняшний день большой популярностью пользуется бизнес идея диллерства. Это...

Другие идеи...