Развитие менеджмента в России
Развитие менеджмента в России является сегодня приоритетной задачей руководителей среднего и малого бизнеса. Грамотно управлять людскими и материальными ресурсами удается далеко не всем предпринимателям. В чем же состоит основная трудность?
Как известно, большинству представителей малого бизнеса в ежедневной погоне за прибылью просто некогда изучать основы экономики и предпринимательского дела. К тому же, наше русское «авось» - одна из причин банкротства ряда малых предприятий. Кроме этого, поток информации сегодня настолько велик, что предпринимателю очень трудно бывает «отсеять зерна от плевен». А теперь – ближе к делу.
На мировой экономической арене развитие менеджмента проходило в несколько этапов. На каждом из них вырабатывались и проверялись на практике основные концепции менеджмента. На первом этапе, начало 20-х гг. ХХ века, в основу управления ресурсами и производством были положены идеи инженерных наук. Идейными представители этого направления были Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт. Основной акцент они делали на замерах затрат времени, выявлении нерациональных приемов работы и выработке неких нормативов трудовой деятельности. Ряд приемов управления того времени активно используется и сегодня – нормирование рабочего дня, соблюдение режима труда и отдыха, планирование выпуска продукции за месяц, квартал, год и другие. Основная идея данного направления – научное управление.
Развитие менеджмента на втором этапе ознаменовано появлением нового направления в развитии – научного администрирования. Идейным отцом, заложившим основы современной программы МBA (Master of Business Administration), был А. Файоль. Суть идеи состояла в выработке универсальных принципов управления и выстраивании жесткой структуры организации (принцип единоначалия).
Третий этап развития менеджмента, 30-40-е гг. ХХ в., связан с применением в управленческой науке достижений социологии и психологии. В основу этого направления Э. Мэйо и М. Фолллетт положили разработки в области психологии человека и поведение людей в коллективе. Оказалось, что производительность труда, качество продукции или услуги напрямую зависят от психологического климата на рабочих местах.
Развитие менеджмента в начале 50-60-х гг. ХХ века связано с достижениями математики, кибернетики и статистики. Новый подход позволил использовать математическое моделирование в решении управленческих задач. Именно в России данное направление развивалось очень активно.
Начало 70-х гг. ХХ века в развитии науки управлять связано с появлением нового направления – общей теории систем. Данный подход позволил взглянуть на организацию как на большую и сложную систему. Менеджеры для успешной работы стали использовать синергетический подход, выражающийся во фразе «вижу целое и его части одновременно».
Начало 80-90-х гг. ХХ века принесло в менеджмент новое веяние – организационную культуру. Именно с этого периода организации стали рассматриваться как некие структуры, у каждой из которых есть своя миссия. Коллектив же путем выработки корпоративной культуры может явиться мощным инструментов в достижении целей организации.
Таким образом, сегодня малый бизнес получил в свои руки целый комплекс принципов, методов и способов управления. Эти методы, принципы и способы в равной мере могут способствовать развитию не только дела отдельно взятого предпринимателя, но и могут повысить экономический статус нашей страны на мировой экономической арене.
О некоторых видах менеджмента дальше напишу.
<<Виды менеджмента | Менеджмент качества>> |
---|
Другие интересные материалы
Вещи ребенка хранить в чистоте и санитарных условиях довольно сложно.
...Маркетинг
Интересные идеи
Лучшие идеи
Однажды я был по делам в Шотландии, и заинтересовался оказавшимся...
Цейтраферная съёмка - видеосъёмка или фотографирование медленно протекающих процессов. Это...
Невзирая на то, что рынок просто насыщен разнообразными...
Безусловно, кормление ребёнка материнским молоком – наилучший способ питания для...
Данная бизнес идея даже может показаться довольно необычной, но в...