На главную Секреты успеха Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений.

Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений.

Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений.Брейнсторминг (мозговой штурм) - это метод, направленный на поиск эффективных решений.

 

Для этого специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.
В первые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категоричестки запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми.

Основными принципами техники брейнсторминга являются:
• Преобразование количества в качество;
• Запрет на отклонение любых идей в начале обсуждения.

  • Для чего нужен метод брейнсторминг?

 

По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.
Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни.

Брейнсторминг – это идеальный инструмент для поиска быстрого и эффективного решения в любой ситуации.
Использование мозгового штурма позволяет отобрать наиболее подходящие идеи в начале процесса обсуждения с последующим их обсуждением. Оптимальный размер команды, работающей по методу брейнсторминга, составляет 8-10 участников. Идеология метода заключается в том, что после проведения генерации и обсуждения идей, каждый участник чувствует, что сделал вклад в общий проект, что позитивно влияет на мотивацию работников и на эффективность их работы.

  • Главные правила осуществления брейнсторминга.



Первое и основное правило в проведении мозгового штурма – это запрет критики любых идей, даже если они слишком отдалены от реальности. Уверенность участников в том, что любая идея будет рассмотрена, способствует снятию неловкости и способствует их активности. Второе правило заключается в том, что каждый участник должен избавиться от напряжения, раскрепостив разум, для того, чтобы генерировать идеи, порой даже фантастические. Возможно, даже в самой не реальной идеи кроется рациональное зерно, которое позже превратиться в эффективное решение. Третье правило брейнсторминга - это отсутствие ограничений на количество выдвигаемых идей. Чем больше смелых и неординарных решений высказано, тем эффективнее проведен мозговой штурм и ближе решение проблемы.


  • Алгоритм проведения брейнсторминга.

 

Метод мозгового штурма проводится в определенной последовательности действий.
Определение управляющего (модератора) процессом мозгового штурма
Модератор – это основное действующее лицо, от которого во многом зависит эффективность проведения всего мероприятия. Модератор регламентирует процесс обсуждений и стимулирует участников высказывать идеи.

 

Основными функциями модератора являются:

 

• Мотивация участников перед началом обсуждения. Для этого модератор оглашает цель, которая преследуется в результате проведения мероприятия, и отмечает, что от каждого участника зависит эффективность ее достижения. Основная задача модератора – стимулировать активность участников.
• Управление процессом высказывания мнений. Модератор дает слово поочередно каждому участнику, подбадривая высказывать даже самые сумасшедшие идеи.
• Незамедлительное пресечение критики коллег – также задача модератора. Эта проблема обязательно возникает на раннем этапе брейнсторминга. Модератор должен тактично пресечь любую критику до того, как она станет причиной снижения активности участников.
• Модератор должен одинаково равно относиться ко всем участникам мозгового штурма, независимо от того, кто выдвигает действительно полезные идеи.
• Также важной функцией является стимулирование потока креативных идей, высказываемых участниками. Профессионал, управляющий мозговым штурмом, всегда имеет в запасе несколько наводящих вопросов, с помощью которых можно возобновить процесс обсуждения. Примерами таких вопросов являются: «Как по-другому можно взглянуть на исследуемую проблему?», «Каким образом можно объединить несколько идей?» и т.п.
• Регламентирование времени, отведенного на изложение своих идей, также регулирует модератор. В этом случае важно соблюдать тактичность, что бы не обидев, корректно прервать выступающего человека.

 

 

На должность управляющего мозговым штурмам необходимо выбрать человека, далекого от творчества с рациональным мышлением. Такой человек должен следить за тем, что бы обсуждение креативных идей не заходило слишком далеко от основной цели собрания. К тому же важно учитывать, что должность модератора не должна быть по уровню выше, чем должностной уровень собравшихся участников. В противном случае управляющий брейнстормингом будет сковывать активность коллектива.
Последовательность этапов проведения и техника брейнсторминга.

 

Брейнсторминг делят на следующие виды:
• Организованный;
• Бесконтрольный.
Бесконтрольный брейнсторминг обычно применяется в критических ситуациях, в моменты, когда все креативные идеи исчерпаны, а участники поникли и не проявляют активность. Однако следует помнить, что этот вид мозгового штурма может легко превратиться в бесполезную болтовню, не имеющую никакой ценности.

 

Поэтому более эффективным является организованный брейнсторминг, который осуществляется в несколько этапов:
1. Постановка цели и донесение ее до всех участников собрания. Если проблема комплексная и сложная, то ее необходимо разделить на мелкие задачи. Если это невозможно, тогда мозговой штурм может быть не самым подходящим инструментом. Поэтому модератор изначально должен поставить цели правильно, что бы их четко понимали все.

 

2. Главная задача руководителя в организации процесса брейнсторминга– это подбор участников мозгового штурма. Все работники должны иметь одинаковый социальный статус, одинаково разбираться в проблеме. И как уже отмечалось ранее, количество участников не должно превышать десяти человек. Также важно создать непринужденную атмосферу и обеспечить полноценный рабочий процесс. Для этого необходимо расставить по кругу удобные стулья и установить доску или флип чарт, на которые будут записываться все идеи участников. Помимо этого необходимо помнить о назначении наблюдателей, которые будут следить за реакцией участников брейнсторминга и будут записывать их идеи.

 

3. Сам процесс проведения мозгового штурма – это следующий этап. Начинается мозговой штурм с вступления модератора, который объясняет правила работы, указывает ее цель, описывает проблему и заносит основные тезисы на доску. Выступление должно быть кратким и не продолжаться более 15 минут. Далее следует непосредственный процесс генерации идей. При этом модератор следит, что бы процесс не остановился и задает наводящие вопросы для его стимулирования. После этого полученные результаты оцениваются и классифицируются. Для этого участники сами принимают критерии оценки, которые ранжируют по важности. Далее каждый объясняет сущность своей идеи и поясняет детали. Важно, чтобы каждое высказывание воспринималось как единое верное. Только в таком случае можно найти то самое рациональное зерно, которое поможет достичь цели. Интересно, что уже на этом этапе конструктивная критика является необходимым элементом. В результате все идеи группируются с целью получения искомого решения задачи.

 

 

4. Завершающий этап – это выбор наиболее подходящей группы идей. При этом рассматривается их реалистичность и возможность воплощения на практике. Этот этап самый ответственный, так как именно тут оценивается эффективность мозгового штурма. Случается так, что ни одна из сгенерированных идей не подходит для решения проблемы. Но даже в этом случае, неудачные идеи могут быть основой гениальных задумок.
Важно не переусердствовать с мозговым штурмом и не забывать, что если идеальное решение не найдено, не стоит внедрять все, что удалось сгенерировать. Также процесс брейсторминга будет бесполезным, если полученные идеи абсолютно нереалистичны или процесс их реализации непонятен. Многие менеджеры знают, как хорошая идея может быть испорчена только по тому, что не получила достойной реализации. Не повторяйте чужих ошибок и тогда, при правильном использовании техники мозгового штурма, не придется долго ждать результатов.

 

Другие интересные материалы

Заработок на продаже солнцезащитных очков

Несмотря на то, что продажа солнцезащитных очков - сезонный бизнес,...

Алкогольный бизнес

 

Председатель правления ОАО «Синергия» А. Мечетин рассказывает о том, как...

Наборы которые помогают создавать своё пиво

Люди не равнодушные к пиву всегда задумываются о том, как...

Методы логистики

Методы логистики – способы воздействия на управляемый объект с целью...

Инжиниринговая компания как вариант бизнеса

Вы хотите открыть собственное дело и размышляете, какую область деятельности...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Как можно открыть свое дело на основе продажи мела?

В наш мир рыночных отношений, каждый человек стремится к тому,...

Бизнес идея:известь «своими руками» – просто и выгодно.

Придумать простые вещи часто бывает сложно. Именно потому, что они...

Бизнес по производству пенобетона.

Со приходом развития строительной отрасли широкое распространение в строительстве разнообразных...

Новая бутылка для моющих средств

Майкл Причард, британский изобретатель принес на рынок новый, созданный им...

Идея для бизнеса: Интимная карта

Необычный бизнес придумали в Великобритании руководители сети товаров для взрослых...

Бизнес идея - выращивание, сбор и торговля семенами

Согласно статистическим данным одна из трех семей является обладателем садового...

Бизнес идея: антигеймер

Игровые автоматы стали настоящей бедой для многих семей, отношения и...

Другие идеи...