Аптечный бизнес

Аптечный бизнесВозможности

Аптечный бизнес является одним из простых видов бизнеса, не требующих особых вложений для завоевания своего сегмента рынка.

 

Наибольшая сложность здесь может возникнуть, пожалуй, лишь с процессом получения лицензии. Что касается суммы финансовых вложений, то, не считая арендной платы, первоначальный взнос на открытие своей небольшой аптеки может составить от 40 до 50 тыс. долларов.
Аптеку легко можно вывести на прибыль спустя уже примерно полгода после открытия - при удачном размещении торговой точки и успешном решении вопроса с грамотным персоналом. Также облегчит развитие бизнеса выбор хорошего дистрибутора и приемлемые условия сотрудничества с ним.
Ну а далее, в течение следующих 3-5 лет оборот вашего дела можно довести до 1 млн. $. Себестоимость бизнеса к этому времени будет составлять несколько сотен тысяч долларов.

Выбор бизнес-модели

 

Прежде чем приступать к открытию этого дела, нужно для себя четко решить, в каком формате вы будете открывать свою торговую точку. По большому счету в настоящее время на рынке предпочтительны две базовых бизнес-модели: аптека премиум и дискаунтер. Соответственно и затраты на каждую из моделей будут разными. Первоначальные затраты на открытие премиальной аптеки составят в среднем 800-1000% на квадратный метр (без учета платы за помещение и расходов на оформление торгового зала). Модель дискаунтер, при должном подходе, может обойтись минимум в 300-400 долларов.

Другой важный критерий — выбор формы торговли: закрытая либо открытая. Открытая форма станет дороже, при закрытой вы потратите около 300$ за квадратный метр (самый минимум). Конечно, и требования по торговой площади здесь различные: «закрытая» аптека в среднем занимает 50 кв.м, для «открытой» же такая цифра является минимумом. При этом соотношение торговой площади к общей в идеале составляет 80/20 %.
Открытая форма торговли требует определенные суммы денег на оборудование — его нужно приобретать максимально качественным и стойким. В среднем в аптеке ежедневная проходимость составляет 500-700, а в некоторых аптеках и 1500 человек, что является серьезной нагрузкой на подвижные части оборудования аптеки. Если вы здесь сэкономите и приобретете недорогое, малокачественное оборудование, оно очень быстро придет в негодное состояние.

 

 

Торговые площади при открытой форме торговли гораздо больше, поскольку этот формат и создан для увеличения пространства. Закрытая аптека в этом смысле будет ограниченной.
Не стоит брать подобное оборудование в лизинг. Он принесет определенную пользу, если вы решите приобрести серьезное обеспечение — скажем, системы электронного учета. Такие системы значительно облегчат ваш труд и снабдят вас необходимой для развития бизнеса информацией: операционными показателями (расходами на различные статьи, занятости сотрудников, часами их работы). Такая система поможет вам проанализировать, какие товары продаются хорошо, а какие нет, какие лучше продвигать, а какие сократить. Также постоянно придется отслеживать наличие продукта, потому что отсутствие в аптеке какого-нибудь простейшего препарата может очень раздражать клиентов и навсегда закрывать для них дорогу к вам. Для небольшого бизнеса не нужны собственные складские мощности, просто будет необходимо жестко отлеживать остатки товара. И вот тут вам и поможет электронная информационная система: ведь ассортимент аптек составляет в среднем около 5 тысяч наименований, и контролировать остатки «на глазок» у вас никак не получится.

 

Местоположение

 

Другой важный вопрос — это месторасположение вашей аптеки. Как правило, люди идут за лекарством в ближайшую аптеку, и лишь в исключительных случаях едут в отдаленные. Поэтому главным параметром является трафик, который может быть в разных местах различным: например, в аптеке на территории крупного торгового центра — это одно, а на железнодорожном вокзале — другое.
Да и сам формат аптеки будет зависеть от трафика. Скажем, в центре города будет работать лишь концепция с большим ассортиментом товара, включающим эксклюзив, консультантами и высококачественным сервисом. А в тихом районе более успешной моделью станет круглосуточный дискаунтер с хорошо подобранным лекарственным и базовым парафармацевтическим товарным ассортиментом. Эта модель хорошо работает, но, возможно, только до поры до времени - покупатели становятся капризными, и очень легко переключаются на конкурирующие аптеки, если они появляются поблизости.

 

 

Ну конечно, выгодней станет занять место внутри какого-либо торгового центра: оно станет для вас наиболее защищенным от конкурентов. Люди в таких местах двигаются, что называется, в заданной системе координат и по определению выбирают эту единственную поблизости аптеку. Нужно лишь не впускать сюда конкурентов, и вовремя поднять цены – так вы получите высокую маржу и активное развитие бизнеса.

 

Помещение

 

Помещение для вновь открываемой аптеки в крупном городе стоит лишь брать в аренду, а не приобретать в собственность. Иначе окупитесь вы очень и очень нескоро. Арендный договор по возможности имеет смысл заключить на пять лет с фиксированной оплатой. Это вполне реально, и к этому стоит стремиться - за счет долгосрочной аренды вы получаете потенциальную финансовую экономию и защиту бизнеса от роста арендных ставок.

Лицензии

 

Главный первоначальный этап — это получение соответствующей лицензии. Для неподготовленного бизнесмена эта процедура может оказаться довольно сложной. Тут нужно будет получить большое число согласований и собрать множество документов.
Тут и нормы, регулирующие хранение определенных видов лекарств (например, хранение при конкретной температуре или обязательно в закрытом виде), и санитарные требования к помещению и сотрудникам.

При лицензировании придется пройти много различных регулирующих процессов. Сюда входят и камеры хранения медикаментов, и способы их размещения и хранения. Это очень большой объем мероприятий, занимающих по времени в общей сложности месяц работы.

Итак, начало…

 

При открытии аптеки сезонный фактор является очень значительным. Не секрет, что в летнее время года продажи в аптеках всегда падают на 20-25%. Наиболее же активным сезоном становится период с октября месяца и до апреля.
Организацией и подготовкой к открытию дела лучше начать заниматься летом, с тем расчетом, чтобы аптека начала свою работу в конце августа либо начале сентября. Если открывается единичная аптека, то нужно провести активную рекламную компанию, чтобы довести до аудитории свое существование. Это может быть раздача лифлетов, карточек, проведение промоакций внутри аптеки. Рядом с аптекой можно повесить баннер, использовать в рекламных целях вывеску и витрины торговой точки. В среднем затраты на запуск дела составляют 10-15 тыс. долларов.
При открытии единичной аптеки предпринимателю важно иметь в виду, что скидки от дистрибуторов получить не получится – их делают только сетям магазинов. Производители также с единичной аптекой работать не станут, а от оптовых компаний вряд ли удастся добиться хороших условий сотрудничества.

 

 

Ассортимент аптек должен быть широким, его придется закупать у нескольких разных дистрибуторов, для этого придется с ними строить отношения, договариваться. В оптовых компаниях вас сразу занесут в определенный сегмент: сеть, крупная аптека, муниципальная и др. В каждом сегменте у них присутствует своя градация и, следовательно, уровень скидок. Возможно, и есть какие-то шансы выбить хорошие цены у дистрибуторов, но маловероятные. Поэтому единичным аптекам стоит развиваться в другом направлении — конкурировать не по ценам, а работать над все большим расширением ассортимента, предоставлять какие-либо дополнительные услуги, например, специальные консультации.

 

 

 

Еще немаловажный вопрос - кадровый. Он, как мы заметили раньше, является одним из условий лицензирования. У провизора должно быть право отпуска лекарств, и руководитель аптеки также обязан быть провизором. Рынок труда довольно непростой, и испытывает определенный дефицит квалифицированных людей. Кадровый потенциал для аптек - это люди с высшим либо специальным средним образованием.
Подводя итоги, для того, чтобы открыть аптеку общей площадью 70-100 кв.м, с приемлемым ремонтом и оборудованием, со всеми затратами на запуск дела (без стоимости аренды) вам понадобится сумма примерно 40-50 тыс. $.

 

Выход из бизнеса

 

 

Один из преимущественных плюсов аптечного бизнеса является то, что при правильном подходе к делу бизнес начинает окупаться довольно быстро. Если не возникает каких-либо особых проблем, аптека может дать прибыль уже в первый год работы. Если открывается совершенно новая, неизвестная массам аптека с малоработающим трафиком, то выход на хорошие позиции займет около двух лет. Если же бизнес у вас совсем не пошел, то часть денег можно вернуть, например, продажей оборудования (эта статья обеспечивает возврат примерно 60% средств).
Если бизнес пошел нормально, то спустя пару лет вы сможете уже оценивать реальные показатели.

 

 

Скажем, в Москве средняя аптека имеет продажи около 1,2 млн. $ ежегодно. Если это небольшой дискаунтер, то в первый и второй год работы хорошим результатом считается 40-50 тыс. $ ежемесячно. Валовая маржа в московских аптеках составляет около 35%. 10% из них уходит на аренду, еще 10% — на другие расходы. И, таким образом, прибыльность московской аптеки сейчас составляет около 15%, для нового бизнеса может быть 10%.
Если с первой открытой единичной аптекой все сложилось удачно, то возникает вопрос о продолжении и развитии аптечной сети. Имеет ли это смысл - вопрос неоднозначный. Аптечный рынок довольно-таки конкурентный. Гарантированно могут выжить лишь муниципальные аптеки с городской арендой, либо так называемые нишевые игроки. С каждым годом конкуренция здесь растет, сегмент дискаунтеров постепенно заполняется и становится тяжелым. Ну, может быть, лет пять до полного заполнения еще есть.

 

 

Можно посоветовать развить сеть в небольших городах вблизи мегаполисов. Со временем крупные конкуренты придут и сюда, на ваши наработанные места с заполненным трафиком, и просто выгодно для вас перекупят ваш бизнес.
Такой проект реализуется как раз в течение 3-5 лет. За это время аптечный бизнес становится настолько ликвидным, чтобы его можно выгодно перепродать. Если все сделать правильно, за этот период времени аптека выйдет на оборот 1,2 млн. $, с прибыльностью в 10%. Чистая прибыль (120 тыс. $) умножают на рыночный мультипликатор, существующий на рынке на тот момент (допустим, 4), и так получают продажную стоимость аптеки (500 тыс. $).

 

Конкурентная борьба

 

 

Несмотря на то, что в развитие аптечной сети вкладываются относительно небольшие инвестиции, через аптеки проходит поток огромных финансовых средств деньги: статистика показала, что именно аптечные продажи занимают 90% фармацевтического рынка России. После старта программы лекарственного обеспечения льготников и фиксации цен на уже готовые препараты, стоит обратить свое внимание на парафармацевтический сегмент рынка, растущий из года в год.
В среднем, в аптечных продажах 53% приходится на сбыт рецептурных лекарственных средств, 47% - безрецептурных. Три четверти медикаментов в нашей стране продаются в аптеках в обычном порядке (из них 58% готовых препаратов и 18% парафармацевтических), четвертая часть распространяется через программу дополнительного обеспечения льготников и лечебно-профилактические учреждения (15 и 9% соответственно).

 

 

Наиболее растущим на фармацевтическом рынке стал сегмент парафармацевтической продукции. Рынок готовых препаратов по сравнению с ним меньше раза в три.
Рыночный потенциал достаточно высок: годовое потребление медикаментов на душу населения в нашей стране составляет в среднем 44% против 100-250% в западных странах. Сетевые аптеки при этом зарабатывают значительно более одиночных.

 

Другие интересные материалы

Новый взгляд на старые вещи

Чжэн Вэйкси придумал как сделать более интересным и полезным всем...

Лизинг имущества

Лизинг имущества делится на лизинг внутренний и лизинг международный.

...
Ведение семинаров по актерскому мастерству.

Если вы творческий человек, а именно актер с большими амбициями...

Доверительное управление ценными бумагами

Доверительное управление ценными бумагами это специфичный объект для управления.

...
Медицинский SPA-салон

 

Как вывести новый продукт для красоты и здоровья на столичный...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Бизнес идея - прием платежей через терминалы

В настоящее время терминалы по приему платежей стали частью современной...

Лодка собственными руками

Возрождение традиций и разнообразных ремесел вызвало просто шквал инноваций.

...
Конь-качалка для производства энергии

Вначале было представлено устройство Playpump, потом – мяч sOccket.

...
Сигнализация от столкновения

В наше время иногда происходят ситуации похожие на часть молодежных...

Динамичный автомобильный сайт

Многие покупатели авто в нашем мире давно могут пользоваться интернет...

Бизнес идея: производство зубной пасты

Думаете, каким видом бизнеса лучше заниматься? Мы предлагаем вам рассмотреть...

Бизнес по разведению гусей

Разведение гусей - это прибыльное и доходное дело. Мясо этой...

Другие идеи...