Понятие маркетинга
Изначально понятие маркетинга связано со словом рынок (перевод с английского языка слова market-ing). На сегодняшний день существуют несколько тысяч определений этого термина в зависимости от необходимых акцентов на основополагающие моменты.
Перед тем как дать определение понятию маркетинг необходимо расшифровать следующие термины.
Нужда или потребность. Изначально присущи любому человеку в результате ощущения отсутствия чего-либо. Выделяют существование первичных и вторичных, позитивных и негативных, явных и латентных, осознанных и неосознанных. Проявление потребностей может быть рефракторным, внушаемым или активным. Внушаемое проявление потребностей – область действия маркетинга.
Существует еще одна классификация потребностей, без которой невозможно понятие маркетинга (по Маслоу):
физиологические (фундаментальные, при их реализации больше не влияют на поведение),
социальные (необходимость ощущать любовь и понимание со стороны других),
связанные с самосохранением (необходимость ощущать физиологическую и психологическую безопасность),
связанные с уважением (необходимость ощущать значимость на фоне других),
связанные с самоутверждением (необходимость в самореализации).
Желание. Способ устранения нужды в зависимости от воспитания, образования, квалификации индивидуума (самообеспечение, попрошайничество, захват силовым способом, обмен).
Спрос. Нужда в рамках покупательной способности в соответствии с желанием.
Товар. Способность устранения нужды или реализация желания, характеризующаяся предназначением для удовлетворения конкретного вида потребности или нескольких, производством для продажи, приобретением по рыночным ценам. Товар должен отвечать необходимым требованиям: соответствующий уровень качества, наличие эстетической упаковки и сопутствующих описательных документов, соблюдение нормативных требований, желательная многофункциональность товара, сопоставимость цены с полезностью, условия для послепродажного обслуживания товара).
Ценность. Уровень восприятия товара в удовлетворении потребностей. Ценность классифицируют по следующим видам:
- функциональная (полезность товара с точки зрения физиологических потребностей),
- социальная (полезность товара на основании ассоциаций с конкретной социальной группой),
- эмоциональная (полезность товара, исходя из его способности возбуждать чувства),
- эпистемическая (полезность товара, исходя из его способности создавать новизну, заинтересовывать, реализовывать потребность в новых знаниях),
- условная (полезность товара в условиях нестандартных социальных ситуаций).
Удовлетворение. Состояние клиента в результате сравнения им приобретенного товара со своими ожиданиями от приобретения.
Обмены. Единственный способ устранения нужды, в рамках которого может быть применен маркетинг. Характеризуется наличием двух сторон в процессе, одна из которых владеет товаром, имеющим ценность, а другая - рассматривает обмен, как путь устранения своей потребности.
Изучение и исследование вышеперечисленных терминов помогает осознать, что понятие маркетинга в самом широком значении – это процесс, система действий, комплекс инструментов, философия бизнеса, направленные на создание товаров для удовлетворения конкретных потребностей. Смысл его в производстве товаров, которые можно продать, а не в реализации товаров, которые можно произвести.
О развитии маркетинга расскажу далее.
<<Развитие маркетинга | Книги по маркетингу>> |
---|
Другие интересные материалы
Новорожденный ребенок может сообщить о своих проблемах или желаниях только...
Бывший преподаватель, а ныне крупнейший ресторатор Тюмени Лариса Невидайло...
Маркетинг
Интересные идеи
Лучшие идеи
Если вы хотите организовать собственный бизнес и находитесь в поиске...
Приобретая лотерейные билеты, люди мечтают о том, чтобы выиграть, а...
В этой статье я попробую описать свой опыт работы на...
Если в домашних условиях приготовить карамель и отпустить в неё...
В настоящее время достаточно непростой мир, в нем выживает только...