Экологический менеджмент

экологический менеджментВ наиболее общем понимании экологический менеджмент необходимо определить как четкую деятельность, направленную на осуществление экологической программы предприятия. Цели и задачи этого особого вида управления можно преломлять под различными углами. Это связано с отсутствием абсолютно экологически чистых технологий производства продукции.

Так или иначе, любое предприятие в ходе своей производственной деятельности вынужденно брать природные ресурсы, перерабатывать их в продукцию, загрязняя при этом объекты окружающей среды. Поэтому задачей природоохранного менеджмента является сложный и многокомпонентный баланс между необходимостью в товарах и продуктах потребления и возможностями окружающей среды. Интересен тот факт, что именно малый бизнес в последние годы стал более серьезно относится к данному типу менеджмента.

Современные концепции устойчивого развития уходят корнями в годы подписания «Повестки дня – XXI век» – Рио-де-Жанейро, 1992 год. Именно тогда, основные политические и производственные силы мира решили перейти к качественно новому принципу управления деятельностью человека. По пришествию многих лет экологический управление было сформулировано в три основных принципа:

Приоритет экологических целей в каждом производстве;
Необходимость проведения эколого-экономической оценки для каждого предприятия;
Стремление к уменьшению использования природных ресурсов.
Все принципы и задачи устойчивого развития были разделены на экологический менеджмент на предприятии и природоохранное регулирование государства. Последнее является своеобразным дамокловым мечем любого производства, направленным на сдерживание и подавление всякого использования природных ресурсов. Экологический менеджмент предприятия и государства обладает рядом специфических инструментов управления:
- экологическая экспертиза;
- аудит природоохранной деятельности;
- контроль за соблюдением экологических норм;
- ведение и отчетность природоохранной документации;
- экологический мониторинг;
- экологическая информация потребителя (маркировка и реклама);
- сертификация на производстве с учетом экологических требований.

В последнее время наиболее полно экологический менеджмент промышленных предприятий использует только три инструмента, а именно: экологическую экспертизу, маркировку и сертификацию. Именно на них мы остановимся подробнее.
Каждый менеджер должен помнить, что в соответствии с природоохранным законодательством все производственные процессы обязаны иметь оценку воздействия на природную среду – экологическую экспертизу. Этот документ не только управляет использованием всех природных ресурсов на предприятии, количеством и объемами экологических платежей и штрафов, но и регламентирует общую стратегию развития и модернизации производства на следующие 5 лет.

Экологическая маркировка и сертификация являются добровольной формой природоохранного менеджмента и ориентированы скорее на потребителя, чем на фискальную политику государства. В основе этих двух важных процедур управления лежат несколько международных стандартов:
Серия стандартов менеджмента в охране окружающей среды – ISO 14000;
Британский стандарт экологического соответствия BS 7750;
Стандарты экологического аудита EMAS;

Федеральная система обязательной экологической сертификации ФСОЭС.
Все эти системы сертификация помогают менеджеру успешно лавировать между природоохранными сборами государства и возрастающим желанием потребителя покупать только экологическую продукцию. Применение программ и методов экологически ориентированного менеджмента позволит позиционировать предприятие как эффективное и устойчивое, а симбиозе с качественной рекламой – это наилучшее решение в управлении производства.

О подходах в менеджменте пойдет речь далее.

 

Другие интересные материалы

Искусственная дополнительная рука для iPhone 4

Наверняка о курьезном случае, произошедшим с неким сотрудником корпорации «Apple»,...

Бизнес идея: заполнение извещений сбербанка

Однажды мне пришлось побывать в Сберкассе, где нужно было заплатить...

Развитие менеджмента в России

Развитие менеджмента в России является сегодня приоритетной задачей руководителей среднего...

Домашнее свиноводство

Домашнее свиноводство приобретает все большую популярность. Сегодня многие жители деревень,...

Как Стив Джобс: как заработать 20 миллионов рублей на эффектных презентациях

Директора отечественных компаний желают выступать так же результативно, как Стив...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Для любителей коллекционного вина

Некоторые из ценителей коллекционных вин, приобретая бутылку дорогого вина, в...

Бизнес идея - перевод книг в электронный вид

С каждым днем все большее развитие получает компьютерная техника, происходит...

Бизнес идея - домашнее изготовление бижутерии

Многие модницы переживают по поводу того, что у большинства людей...

Бизнес идея - собственная шиномонтажная мастерская

Тем, кто знает автомобиль, дружит с ним и кого руки...

Способ заработка: продажа научных идей

Часто бывает так, что идеи собственного бизнеса возникают внезапно. Они...

Нейл-бар (обработка ногтей) — прибыльный бизнес доступный каждому

Какими сложными не были бы времена, сколько бы ей не...

Бизнес идея: установка и обслуживание видеонаблюдения

Сейчас бизнес, основанный на монтаже видеосистем, выходит в первые ряды...

Другие идеи...