Экологический менеджмент

экологический менеджментВ наиболее общем понимании экологический менеджмент необходимо определить как четкую деятельность, направленную на осуществление экологической программы предприятия. Цели и задачи этого особого вида управления можно преломлять под различными углами. Это связано с отсутствием абсолютно экологически чистых технологий производства продукции.

Так или иначе, любое предприятие в ходе своей производственной деятельности вынужденно брать природные ресурсы, перерабатывать их в продукцию, загрязняя при этом объекты окружающей среды. Поэтому задачей природоохранного менеджмента является сложный и многокомпонентный баланс между необходимостью в товарах и продуктах потребления и возможностями окружающей среды. Интересен тот факт, что именно малый бизнес в последние годы стал более серьезно относится к данному типу менеджмента.

Современные концепции устойчивого развития уходят корнями в годы подписания «Повестки дня – XXI век» – Рио-де-Жанейро, 1992 год. Именно тогда, основные политические и производственные силы мира решили перейти к качественно новому принципу управления деятельностью человека. По пришествию многих лет экологический управление было сформулировано в три основных принципа:

Приоритет экологических целей в каждом производстве;
Необходимость проведения эколого-экономической оценки для каждого предприятия;
Стремление к уменьшению использования природных ресурсов.
Все принципы и задачи устойчивого развития были разделены на экологический менеджмент на предприятии и природоохранное регулирование государства. Последнее является своеобразным дамокловым мечем любого производства, направленным на сдерживание и подавление всякого использования природных ресурсов. Экологический менеджмент предприятия и государства обладает рядом специфических инструментов управления:
- экологическая экспертиза;
- аудит природоохранной деятельности;
- контроль за соблюдением экологических норм;
- ведение и отчетность природоохранной документации;
- экологический мониторинг;
- экологическая информация потребителя (маркировка и реклама);
- сертификация на производстве с учетом экологических требований.

В последнее время наиболее полно экологический менеджмент промышленных предприятий использует только три инструмента, а именно: экологическую экспертизу, маркировку и сертификацию. Именно на них мы остановимся подробнее.
Каждый менеджер должен помнить, что в соответствии с природоохранным законодательством все производственные процессы обязаны иметь оценку воздействия на природную среду – экологическую экспертизу. Этот документ не только управляет использованием всех природных ресурсов на предприятии, количеством и объемами экологических платежей и штрафов, но и регламентирует общую стратегию развития и модернизации производства на следующие 5 лет.

Экологическая маркировка и сертификация являются добровольной формой природоохранного менеджмента и ориентированы скорее на потребителя, чем на фискальную политику государства. В основе этих двух важных процедур управления лежат несколько международных стандартов:
Серия стандартов менеджмента в охране окружающей среды – ISO 14000;
Британский стандарт экологического соответствия BS 7750;
Стандарты экологического аудита EMAS;

Федеральная система обязательной экологической сертификации ФСОЭС.
Все эти системы сертификация помогают менеджеру успешно лавировать между природоохранными сборами государства и возрастающим желанием потребителя покупать только экологическую продукцию. Применение программ и методов экологически ориентированного менеджмента позволит позиционировать предприятие как эффективное и устойчивое, а симбиозе с качественной рекламой – это наилучшее решение в управлении производства.

О подходах в менеджменте пойдет речь далее.

 

Другие интересные материалы

Зарядка-комбайн для всех видов батареек

С каждым днем в мире все больше развивается направление альтернативных...

Постиндустриальное общество

Так определяют общество, в котором производство услуг превалирует над производством...

Научный менеджмент

Научный менеджмент был основан в начале ХХ века американским ученым...

Бизнес идея - прокат элитной одежды.

Успех любого бизнеса зависит от удачного выбора сферы предпринимательства.

...
Гастрономический туризм по-новому. Или по-старому.

Возникла и становится всё более популярной совмещения достаточно привычного гастрономического...

Другие статьи...

Интересные идеи

Лучшие идеи

Бизнес идея - выращиваем сморчки

Выращивание сморчков на приусадебном участке может стать отличной идеей для...

Брелки «Вспомнить всё»

Сегодня мы осветим необычный товар от дизайнера Натали Монтгомери.

...
Организация телефонных игр

Существуют такие оригинальные варианты бизнеса, которые почти не требуют финансовых...

Бизнес идея - продажа печатной продукции в больницах

Идея бизнеса, о которой здесь пойдет речь не так уж...

Занимаемся выращиванием астр

Очень интересным занятием для многих окажется идея для бизнеса, которая...

Часы с функцией гарнитуры

Согласитесь, что ношение в течение целого дня гарнитуры “Bluetooth” не...

Неординарный подход к дизайну мебели

Европейская общественность очень впечатлена необыкновенным дизайнерским предложением от шведской компании...

Другие идеи...